Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Нежелательность развода в исламе

Может ли женщина дать развод мужу?

Любовь и секс в Исламе. Часть восьмая: Развод. Всевышний Аллах предписывает: “О Пророк [и его община], когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок [очищение после трех менструальных периодов], и отсчитывайте срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего!..

А в м аяте суры 4 говорится: ” И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, — поистине, Аллах возвышен, велик! К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует Аллаха.

Более того, играть словом “развод”, а потом каяться, или использовать дозволение Шариата в угоду своим амбициям — это все равно, что играть с огнем или подбрасывать над собой обоюдоострый меч. Для того чтобы уберечь семейное счастье, Всевышний Аллах установил формы наказания для тех, кто использует опасное слово талак развод не подумав о последствиях. Для объявления развода необходимо наличие действительного акта бракосочетания, совершенного по всем правилам. Мужем и женой в Исламе считаются только те мусульмане, которые заключили между собой брак согласно Шариату, то есть совершили никях.

Ни о каком талаке не может идти речь, если это условие не соблюдено. Мужчина имеет право объявить развод, если достиг совершеннолетия имеет право на никях и находится в состоянии дееспособности.

Желательным действием в Исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие Шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.

Если же мужчина не может исполнять свои мужские обязанности ввиду полового бессилия, то по просьбе жены он обязан дать ей развод.

Если муж при объявлении развода произнес “инша Аллах”, то это не будет считаться талаком, даже если он говорил с намерением развода и даже если отдал жене причитающийся ей махр.

Развод по Шариату разрешен только при наличии веских причин для этого. В таких случаях, согласно Сунне, мужу рекомендуется объявлять жене первый талак после очищения от менструации, до возобновления супружеских связей, если муж и жена имели близость до этого.

Виды развода 1. Такой вид развода не нарушает существующий никях и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда трех менструальных периодов , согласия жены для этого не требуется. Если же мужчина не помирится с женой на протяжении срока идда см. Для объявления предварительного развода мужу достаточно сказать жене “Я тебя освобождаю” или “Ты свободна”.

Можно это же самое написать ей на бумаге и дать прочесть. По всем четырем мазхабам при таком талаке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания — идда. При этом нет необходимости для совершения нового никяха. По ханафитскому и маликитскому мазхабам достаточно при этом сказать: “Возвращаюсь к прежнему никяху”, свидетелей для этого призывать не нужно. По этим мазхабам дозволено просто молча обнять жену, или поцеловать ее, или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему никяху.

По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам при возврате к прежнему никяху необходимо объявить об этом в присутствии двух свидетелей. При этом нет необходимости в наличии и согласии опекуна женщины. Если муж решил дать жене полный развод, то ему для этого достаточно в любой форме сказать ей или дать понять, что она свободна. Полный развод может наступить и тогда, когда жена просит развода в обмен на соответствующий выкуп по взаимной договоренности согласно Шариату.

Обычно этот выкуп не превышает сумму предварительного и последующего махра, оговоренного при заключении никяха. Этот вид развода наступает и в том случае, когда муж объявляет жене третий полный развод, после двух предварительных разводов без возобновления супружеских отношений, или если объявит ей сразу троекратный развод. Супруг, не имевший половой близости с женой и объявивший жене первый талак, сразу же разводится с ней, так как в таких случаях первое же объявление о разводе квалифицируется как полный развод.

Тут нет необходимости в соблюдении срока идда. Мужчина сразу же должен выплатить жене половину махра, а женщине по Шариату дозволено в тот же день выходить замуж за другого человека. Малый развод не является окончательным в том смысле, что после первого или второго полного развода супруги могут возобновить свои отношения, заключив никях сразу или через какое-то время.

После этого возобновление никяха становится невозможным, как бы этого ни хотели обе стороны. Впрочем, в Шариате предусмотрена и эта возможность см. Ат-талаку-с-салясий — третий вид развода. Это окончательный развод. Если мужчина объявит своей жене в ясной категоричной форме о полном разводе три раза или более, то окончательный развод можно считать состоявшимся.

Муж может объявить талак три раза подряд; или может сказать жене: “Я освобождаю тебя трижды”; или объявлять по одному разу трижды в разное время. В любом из этих случаев после третьего развода ат-талаку-с-салясий вступает в силу. После такой формы развода объявленного трижды мужчина может жениться на этой же женщине согласно Шариату только после процедуры хулла. Это значит, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним.

Возврат к прежнему мужу будет дозволен после соблюдения всех четырех предварительных условий: – выдержан срок идда; – заключен никях с другим мужчиной; – разведена после нахождения с ним в супружеских отношениях; – выдержан новый срок идда. Несмотря на то, что Аллах наделил мужчин правом на развод, Он, хвала Ему, также предписал им эту сложную процедуру возврата жены для того, чтобы женщины не оказывались в их руках игрушкой.

Учитывая весьма сложный процесс возвращения в дом разведенной жены, любой мужчина тысячу раз подумает, прежде чем дать развод любимой женщине, матери своих детей. Поэтому так редки разводы в мусульманских семьях. Благочестивые мусульмане даже и не заикаются о разводе без основательной причины, учитывая большую опасность прохождения через процесс хулла.

В книге Мухаммада Маукуфати говорится, что предпочтительно объявлять первый развод после очищения жены от менструации, не возобновляя с ней половых отношений.

Во время первого срока воздержания идда объявлять второй талак нельзя. Дождавшись второго очищения, объявляют второй талак, и лишь после третьего очищения — третий. Недозволенным новшеством, а стало быть и грехом, будет объявление талака после половой близости с женой после очищения, а также объявление талака во время менструации. Муж, объявивший жене талак во время менструации или при послеродовом кровотечении, должен немедленно покаяться для избавления от греха, и, если намерение о разводе было твердым, объявить ей это после очищения от кровотечения.

По прошествии срока воздержания идда временный развод становится полным. Новый никях можно будет заключить только после срока идда. Но после трехкратного объявления любого талака для совершения нового никяха с бывшей женой необходима процедура хулла.

Как было уже сказано, для нового никяха с бывшей женой, с которой мужчина разводился трижды, необходимо, чтобы она вышла замуж за другого человека и имела бы с ним близость. Если при никяхе в качестве махра см. Развод может случиться и до свадьбы, и до первой брачной ночи по нескольким причинам: а если муж после никяха сразу даст развод; б если муж станет отступником; в если муж будет уличен в интимных отношениях с матерью или дочерью жены.

Такой развод называется фиркат. В этом случае муж должен будет отдать жене половину махра. Если в разводе повинна жена к примеру, станет отступницей или будет уличена в интимных отношениях со своим пасынком , то муж не выплачивает махр, а если махр был уже выплачен, то он должен быть целиком возвращен мужу.

В книге “Нигмат-и Ислам” Мухаммада Зихни ум. Если муж скажет отцу своей жены: “Я отказываюсь от твоей дочери. Пусть выходит замуж за кого хочет”; или, когда жена просит разрешения пойти погулять, а муж скажет ей: “Я что, привязал тебя?

Иди, ты свободна”, или скажет ей: “Наш никях пропал”, или “Дорога открыта, иди на все четыре стороны”, — если подобные выражения были сказаны без намерения развода, то талак не возникает.

Не возникнет талак и в том случае, когда муж обратится к своей жене словами: “Мама, дочь моя, сестра”. Если при объявлении жене одного из двух разновидностей талаков, не было сказано или не будет показано на пальцах их количество, то считается, что объявлен один талак.

Если при этом было сказано или указано число 3 или более, то будет считаться, что развод состоялся по объявлению трех талаков. В книге “Маджмуат-уз-Зухдиййа” Ахмад Зухди-паша ум. В этом случае муж не может возобновить супружеские отношения в течение срока идда.

Никях становится недействительным, если кто-либо из супругов сознательно отступит от веры станет вероотступником и объявление о разводе в этом случае не будет иметь никакого значения. Следовательно, если супруги развелись после прекращения действия никяха по этой причине, то для нового никяха им надо вновь принять Ислам.

Необходимость хулла в этом случае отпадает “. После объявления развода муж обязан обеспечить полное содержание жены на протяжении всего периода идда.

Сюда входит обеспечение ее питанием, одеждой и жильем. Что такое идда Термин идда применяется для обозначения промежутка времени, определенного Священным Кораном, в течение которого вдова или разведенная женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вновь вступать в брак.

Период идда необходим для определения возможной беременности и установления последующего отцовства. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка.

Количество дней периода идда может быть больше или меньше в зависимости от состояния женщины на момент развода. Например: – если женщина была беременна до развода или до смерти мужа, то идда заканчивается после родов; – если перед смертью мужа женщина не была беременна, то для нее идда заканчивается через 4 месяца и 10 дней; – для разведенной небеременной женщины идда заканчивается после троекратного очищения после трех менструальных периодов ; – для разведенных женщин, свободных от менструаций, идда заканчивается через 3 месяца надо помнить, что при упоминании дней, месяцев, лет в Исламе подсчет ведется по лунному календарю.

Количество дней в году по лунному календарю на 11 дней меньше и составляет дня. На протяжении всего периода идда, женщина не должна отлучаться из дома мужа ни днем, ни ночью. Муж если он жив , в свою очередь, обязан содержать разведенную жену все это время. По ханафитскому и ханбалитскому мазхабам этот промежуток времени исчисляется от начала первого очищения до начала четвертого. По шафиитскому и маликитскому мазхабам он заканчивается после трех очищений.

Если развод объявлялся менее трех раз, то по окончании срока идда мужу дозволено заключить новый никях с этой женщиной. Мухаммад Кок-Коз Нежелательность развода Пророк да благословит его Аллах и приветствует говорил своим последователям так: “Из всех дозволенных действий развод более всего ненавистен для Всевышнего” Абу Дауд.

Мусульманину не рекомендуется разводиться с женой только лишь потому, что она перестала ему нравиться. Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует говорил: “Верующему не дозволено относиться недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно в ней дурное, то пусть удовлетворится тем, что доброго в ней есть” Муслим. Пророк да благословит его Аллах и приветствует также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто лучший для своих жен. Однако Ислам — это практическая религия, и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно.

В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в таких случаях? Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует наставлял мусульман избегать использования крайних мер кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость.