Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Ведение бухгалтерского учета пример

Что такое ОСН

Общая (стандартная) система налогообложения – это самый сложный режим налогообложения из всех существующих в России, характеризующийся большим количеством налогов, обязанностью ведения полного бухгалтерского и налогового учета.

На ОСНО по умолчанию переводятся все предприниматели и организации, не определившиеся с выбором системы налогообложения при регистрации, а также те, которые больше не вправе применять ни один из специальных налоговых режимов: УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН.

На общую систему не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам и т.д. Как правило, большинство крупных компаний работает на ОСНО и как плательщики НДС предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.

Способы ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения

Для компаний, ведущих деятельность на УСН, бухгалтерский учет стал необходимым после того, как был принят соответствующий законопроект. Однако возможность вести учет в упрощенном варианте упразднена не была. Это актуально для субъектов малого бизнеса, к которым в подавляющем большинстве относятся компании, работающие на «упрощенке». Рекомендации по ведению бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения были одобрены Министерством Финансов РФ.

Вести бухгалтерскую отчетность можно различными способами. Если не принимать во внимание масштаб предприятия, но учесть, что оно работает на специальном упрощенном режиме, то методы ведения бухучета будут следующими:

  1. Стандартный бухгалтерский учет с полным объемом отчетной документации подходит для тех компаний, что платят налоги по упрощенной системе, но по ходу деятельности имеют риск перехода на общий режим. Как правило, такие компании уже не относятся к малому бизнесу, так как масштабы их деятельности превысили характеристики небольшого предприятия. Полный объем бухучета в приоритете и для организаций на УСН, которые применяют бухгалтерские данные для экономического анализа бизнес-процессов и получения детальных параметров.
  2. Возможно осуществление полноценного бухгалтерского учета по всем правилам, но с небольшими упрощениями в отчетности. Допускается упразднение некоторых ПБУ, корректировка в текущем году допущенных ошибок в предыдущих периодах, изменение плана счетов, сокращение регистров бухучета. Такой способ подходит для малых предприятий, которые ведут разноплановую деятельность и нуждаются в отражении каждого нюанса для дальнейшего анализа, но в упрощенном виде.
  3. Сокращенное ведение бухучета ограничивается заполнением данных о фактах финансово-хозяйственной деятельности фирмы в специальной книге. Она содержит таблицу, в которой ведется двойная запись. Такой способ подходит для небольших компаний, чья деятельность однообразна и операций с движением средств немного. При этом используется ограниченное число бухгалтерских счетов.
  4. Малые предприятия могут вести книгу учета доходов и расходов в табличной форме, но при этом метод двойной записи не используется.
  5. Допускается ведение бухгалтерии на специальном упрощенном режиме выплаты налоговых обязательств кассовым методом.

Никаких методических рекомендаций по ведению бухгалтерии кассовым методом нет. Причиной этого может быть тот факт, что кассовый метод не дает полной и до конца достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности компании. Кассовый метод искажает не только действительное положение вещей на фирме, но и бухгалтерские отчетные документы.

Исходя из вышесказанного рекомендуется использовать метод начисления. Кассовый больше подходит для ведения учета для налоговых органов. Например, именно таким образом происходит отражение операций и рассчитываются доходы и расходы для исчисления налоговой базы в КУДиР. Ведение этого документа обязательно для ИП и ООО, ведущих бухучет на УСН в 2016 году законодательно. При отсутствии КУДиР компании грозит привлечение к административной ответственности.

Бухгалтерская документация ведется на основании законодательства о бухгалтерском учете и актуальных ПБУ. В налоговом учете используются правила Налогового Кодекса. В связи с этим различием данные по финансово-хозяйственной деятельности компании по отчетным документам для разных целей будут неодинаковы. Приблизить значения можно, используя одинаковые или похожие методы учета.

Отказаться от ведения бухучета на УСН не удастся. Законодательством РФ предусмотрена административная ответственность за отсутствие отчетной документации и некорректность предоставляемых сведений. Наиболее частыми нарушениями являются: отсутствие первичной документации и регистров, а также регулярные ошибки в бухгалтерских регистрах. Ответственность за это предусмотрена ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ.

Ведение учета ИП-важные аспекты

Каждому ли ИП необходимо вести бухгалтерский учет для последующей сдачи налоговой отчетности? Ответ — нет, не каждому. Если предприниматель, например, работает переводчиком на фрилансе без наемного труда, то вести бухгалтерский учет ему совершенно необязательно.

Любому начинающему ИП первым делом необходимо определиться с системой налогообложения. Для этого необходимо:

  • рассчитать предполагаемую годовую прибыль
  • определиться с видом деятельности, выбрать ОКВЭД

Далее необходимо определиться, будут ли наниматься работники. Если да, то нужно понимать, что в этом случае добавляется работа по кадровому делопроизводству – приказы, договоры, штатные расписания, графики работы и т.д. А также дополнительно придется сдавать отчетность в ФСС, ИФНС и ПФР по кадрам. Какую именно – будет описано далее в статье.

Когда на данные вопросы дан ответ и определена система налогообложения, ИП будет уже иметь представление об учете.