Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Земли право государственной собственности на которые не разграничено

Комментарий к СТ 16 ЗК РФ

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам. К землям, находящимся в государственной собственности , относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения аренда , сервитут и т.

Участки городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ. К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов — это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель п. Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами: Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти.

Такими органами могут выступать, согласно п. При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных городских или муниципальных властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений п.

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства. Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе. Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность , но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок: Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов. При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема , содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы , направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование но не собственность частных лиц по их заявлению местным властям.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. ZakonGuru Право собственности Формы собственности Оборот земель неразграниченной государственной собственности. Переход участков в первые три категории из числа неразграниченных земель называется разграничением государственной собственности.

Такое разграничение происходит на федеральном уровне путём принятия соответствующих законов. К региональным землям, помимо участков, занятых органами местных властей и казённых учреждений, относятся также внутренние сельскохозяйственные территории, а к муниципальным — земли под принадлежащими администрации зданиями п.

К неразграниченным государственным участкам относятся все те наделы земли, которые не закреплены за конкретным органом исполнительной власти.

Ввиду низкой востребованности для сельскохозяйственного бизнеса участков, на которых нет возможности ведения капитального строительства, разграничение таких земель идёт медленно и носит не целенаправленный, а заявительный характер, то есть такие земли предоставляются местными властями в пользование при наличии соответствующих обращений заинтересованных лиц.

Муниципальные власти обладают полномочиями по предоставлению неразграниченных участков не только своих внутренних территорий, но и территорий сельских поселений, относящихся к муниципальному округу.

Как правило, публичный сервитут устанавливается по решению местных властей. Физические лица могут проверить сумму земельного налога, зная свой ИНН. Как это сделать, подробно описано в нашей статье. Что такое кадастровый план территории и как он выглядит? Или задайте вопрос юристу на сайте.

Это быстро и бесплатно! Как защитить право собственности на землю? Сколько можно иметь земли в собственности?

Право публичной собственности на землю: Please enter your comment! Please enter your name here. You have entered an incorrect email address!

Особенности расчета земельного налога после изменения кадастровой стоимости участка. Как оформить куплю-продажу квартиры и не ошибиться? Положены ли выплаты работнику в случае отпуска по уходу за больным ребенком?

Образец уведомления о начале отпуска. Процедура аренды земли с последующим выкупом у государства. Запрос предложений в электронной форме как один из вариантов закупочных процедур в контрактной системе: Электронный запрос котировок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по 44 ФЗ.

Открытый конкурс по 44 ФЗ: Калькулятор сроков электронного аукциона по 44 ФЗ при цене контракта до трех миллионов рублей или более. Калькулятор расчета пенсии сотрудников МЧС. Калькулятор расчета пенсии сотрудников Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Калькулятор расчета пенсии сотрудников Федеральной Таможенной Службы.

Калькулятор расчета пенсии сотрудников Федеральной Службы Исполнения Наказаний. Калькулятор военной пенсии с 1 января года по новой выслуге лет. Калькулятор расчета площади земельного участка неправильной формы с разными сторонами.

Удобный калькулятор для расчета земельного налога. Онлайн-калькулятор для исчисления пени за несвоевременную уплату земельного налога.

Онлайн-калькулятор для расчета налога на дом и другие постройки. Онлайн-калькулятор расчета даты ухода в декретный отпуск.

Онлайн-калькулятор для расчета среднесписочной численности работников. Онлайн-калькулятор для расчета подоходного налога.

Онлайн калькулятор расчета пенсии сотрудников МВД с изменениями года, актуальными в году. Калькулятор для расчета размера пособия по безработице.

Калькулятор для расчета пенсионных баллов. Калькулятор расчета зарплаты за неполный месяц. Фиксированные взносы ИП за себя в году: Уплата государственной пошлины за регистрацию индивидуального предпринимателя в году. Онлайн калькулятор расчета пенсии сотрудников МВД с изменениями года, актуальными Как правильно оформить приказ о выходе на работу в выходной день?

Роль тарифной сетки в определении зарплаты работников. Популярные категории Права потребителей при приобретении товаров Услуги и защита прав потребителей Жалобы, судебные споры, права потребителей Покупка квартиры Пособия и льготы 85 Увольнение 82 44 федеральный закон 77 Прием на работу 67 Судебные споры В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Разграничение государственной собственности на землю

215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к  собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно п.

Комментарий к СТ 16 ЗК РФ

К чему приведет распоряжение муниципалитетами земельными участками, на которые нет разграничения собственности между РФ и субъектами РФ? В связи с признанием утратившим силу названного федерального закона основание – Федеральный закон от Регистрация права собственности производится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в РФ в г.

Весьма солидный банк земель, который перейдет в распоряжение муниципальных органов власти. В настоящее время правила распоряжения земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, установлены пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от Согласно данному пункту, по общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Органы местного самоуправления также распоряжаются земельными участками, находящимися на территории административных центров столиц субъектов РФ, однако законом субъекта РФ может быть установлено иное. Региональное законодательство по данному вопросу развивается не единообразно. В некоторых законодательных актах субъектов РФ предусмотрено, что распоряжение такими земельными участками осуществляют только органы государственной власти субъекта РФ см. В других прямо указано, что распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления см.

Кроме того, существуют и смешанные варианты регулирования распоряжения. В частности, ст. В остальных случаях распоряжение осуществляют органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления столицы субъекта РФ по распоряжению земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, могут носить договорной характер. Так, ст.

Исключение составляют случаи, когда органы местного самоуправления заключают соглашения с уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности.

Правоприменительная практика показала, что имелись случаи злоупотребления органами государственной власти субъектов и органов местного самоуправления указанными правами; так встречались случаи, когда Росимущество продавало объекты капитального строительства — здания, имевшие большой прилегающий земельный участок, в отношении которого не было произведено разграничение государственной собственности на землю. После приобретения объектов покупатель зданий, обращаясь в местные органы власти для оформления прав на земельные участки, узнавал, что прилегающие земельные участки были отданы органами местного самоуправления благотворительному фонду, а затем проданы для строительства коттеджных поселков, и теперь данные участки находятся в собственности физических лиц и застроены в соответствии с целевым назначением участка.

В Москве не было редкостью, когда Росимущество лишалось земельных участков, на которых были расположены принадлежащие Российской Федерации объекты капитального строительства, в связи с тем, что в отношении указанных земельных участков не были оформлены земельно-правовые отношения.

Часто случалось, что с утратой объекта у Росимущества утрачивались права на земельный участок. Согласно Федеральному закону от При этом законом определено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Указанный Федеральный закон был изначально направлен на создание стимулов для муниципалитетов к завершению разработки правил землепользования и застройки.

Поселения, утвердившие такие документы, получат полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с одновременным прекращением таких полномочий у муниципальных районов. Для органов государственной власти и местного самоуправления была введена возможность обмена земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, что часто необходимо для реализации крупных проектов по развитию территорий, что, как предполагается, должно позволить уменьшить необходимость изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая различную ситуацию по принятию правил землепользования и застройки ожидать резкого изменения ситуации по распоряжению неразграниченными земельными участками не стоит. В Москве принятие правил землепользования и застройки ожидается не ранее принятия Генерального плана города в г. Кроме того, учитывая уже имевшуюся ранее практику распоряжения земельными участками Субъектами Российской Федерации, ожидать существенных изменений в данном вопросе не приходится.

Разграничение государственной собственности на землю

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю Новая редакция Ст. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации федеральную собственность , собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований муниципальную собственность осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Положения комментируемой статьи регламентируют правовой режим государственной собственности на землю, которая составляет основу суверенитета любого государства.

Содержание государственной собственности на землю сформулировано в п. Тем самым законодатель отграничивает государственную собственность от частной и муниципальной форм собственности, в равной мере признаваемых и защищаемых в РФ на основании ч. В годы советской власти земля, недра, леса и другие природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности.

Это означало, что никто, кроме государства, не может быть собственником указанных природных объектов. Они были полностью изъяты из гражданского оборота. Кроме того, весь земельный фонд, находящийся в границах СССР, являлся единым и неделимым объектом государственной собственности без разграничения его между административно-территориальными единицами республиками, областями, краями и т. С распадом СССР и образованием нового суверенного государства – РФ монополия государства на землю сменилась презумпцией равенства всех форм собственности на землю ч.

Исходя из федеративной формы государственного устройства РФ государственная собственность согласно п. Федеральной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ. В свою очередь, собственностью субъектов РФ охватывается имущество, принадлежащее на праве собственности республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, входящим в состав РФ. Применительно к земельным отношениям состав федеральной собственности и собственности субъектов РФ закреплен в ст.

Как следует из п. При этом соответствующие полномочия от имени указанных публично-территориальных образований реализуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов п. В качестве примера регионального органа государственного власти можно назвать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, который в соответствии с п. Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта государственной собственности комментируемая статья, вслед за ч.

Вместе с тем в дальнейших положениях ЗК конкретизируется, что в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся земельные участки ст. Рассматриваемая норма посвящена одному из принципов земельного законодательства РФ, а именно разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность подп. В юридической науке отмечается, что законодательная формулировка о “разграничении” является не вполне удачной, поскольку “государственную собственность” можно разграничить только на собственность РФ и субъектов РФ.

В границы государственной собственности на землю собственность муниципальных образований не может включаться хотя бы в силу того, что согласно ст. В соответствии с п. Это означает, что разграничение осуществляется на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, последние из которых не могут противоречить федеральным законам ч. Так, отношения в сфере разграничения государственной собственности на землю согласно п.

При этом правовую основу в данном вопросе составляют нормы Закона о введении в действие ЗК, в ст. По общему правилу, закрепленному в ст. При разграничении государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, в котором указывается основание возникновения такого права ст.

В силу п. Как следует из ст. Вместе с тем в п. Кроме того, следует добавить, что в вышеупомянутой п. Другой комментарий к Ст. Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены в ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью п.

Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26 октября 8 ноября г.

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих, то есть бесхозных участков земли, вод, недр и лесов.

Из исключительности права государственной собственности на указанные объекты вытекал принцип неотчуждаемости природных объектов.

Земля, недра, леса и воды были полностью изъяты из гражданского оборота и не могли быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, аренды, так как это противоречило принципу их национализации. Проведенные в России политические и экономические преобразования были направлены на демонополизацию государственной собственности на землю.

Следствием этого стал отказ от концепции исключительной государственной собственности на природные объекты. В государственной собственности находятся земли, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципальным образованиям. Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью ст.

Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта РФ ст. Правовой основой для признания права собственности на землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ ст. III земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием собственностью народов, проживающих на территории соответствующих республик.

Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст. Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует вывод о том, что и иные субъекты РФ имеют возможность иметь в собственности землю и другие природные ресурсы.

Это положение подтверждается также тем, что согласно разделу второму Конституции РФ “Заключительные и переходные положения”, в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ. Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Согласно п. Статья ГК РФ в принципе закрепила возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.

Впервые правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов были определены в Указе Президента РФ от 16 декабря г. N “О федеральных природных ресурсах”. В основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам Указ относил земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ и др.

Ранее действовал Федеральный закон от 17 июля г. N ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”. Закон определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. В настоящее время правовой основой разграничения государственной собственности на землю является ст. В соответствии со ст. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня г. N Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами столицами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления этих поселений, если законами субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти этих субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.