Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Детское пособие радуга

Суть программы

«Радуга» — это рекомендованная Министерством образования РФ апробированная система комплексного структурирования образовательного процесса для детей с 2 до 7 лет, предполагающая поступательное развитие маленьких воспитанников под руководством одного воспитателя на протяжении всего периода пребывания в детском саду.

Это интересно. Вслед за авторами программы педагоги детских садов, более 20 лет назад принимавших участие в пилотном проекте работы с «Радугой», назвали её «технологией создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства».

Актуальность и новизна программы заключается в том, что в младшем и среднем дошкольном возрасте акцент в работе делается на поддержание у малышей заинтересованности процессом познания, общения и созидания с помощью игры, а в старшем дошкольном — создание мотивации учения (в том числе и с помощью приобщения ребят подготовительной группы к участию в предметных олимпиадах).

Для организации жизнедеятельности детского коллектива и каждого его члена в отдельности педагог использует разные виды работы, трудовую, творческую деятельность, по возможности заключая их в игру — производную ведущей у дошкольников деятельности.

Авторы

Комплексный образовательный проект «Радуга» был впервые внедрён в практику в 1989 году. Авторами разработки являются:

  • Гризик Татьяна Ивановна, Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»;
  • Дронова Татьяна Николаевна, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ;
  • Соловьёва Елена Викторовна, психолог, кандидат педагогических наук, доцент, генеральный директор и руководитель образовательных программ Психологического центра поддержки семьи «Контакт»;
  • Якобсон Софья Густавовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института общего образова­ния Минобразования РФ.

На данный момент около четверти всех ДОУ работают по программе «Радуга».

Принципы работы

В основу создания программы был положен принцип уважения к свободе личности ребёнка. Кроме того в детском саду:

  • в каждой возрастной группе педагог при рассмотрении учебно-воспитательного курса ставит одну (!) цель, достижению которой посвящена работа на занятиях, при этом их также отличает направленность на решение одной (!) образовательной задачи (например, в подготовительной группе целью занятий грамотой является освоение букв, при этом каждый урок посвящён знакомству с одной буквой);
  • создаются условия для проявления индивидуальности каждого малыша;
  • предметно-развивающая среда и занятия организуются так, чтобы малышу было интересно «докапываться» до новых знаний, то есть он рос пытливым;
  • обеспечивается психологический комфорт для детей;
  • методы и приёмы в работе варьируются в зависимости от возраста ребёнка;
  • у воспитателя должно быть так называемое «свободное педагогическое пространство», предполагающее творческое осмысление содержания образования.

Цели

Миссия программы «Радуга» затрагивает важные стороны развития личности подрастающего поколения.

  1. Способствует сохранению, укреплению и выработки привычки к здоровому образу жизни. Так, малыши не только выполняют задания, но и не забывают помыть руки после пользования клеем, например.
  2. Отвечает за своевременное физическое и психологическое здоровье. Например, соответствие речевого развития возрастным нормам.
  3. Обеспечивает максимальные возможности содержательного дошкольного периода для каждого малыша с помощью расширения круга тем (например, при рассмотрении темы прикладного народного творчества, дети знакомятся и с гжелью, и с дымковскими игрушками, и с хохломой).
  4. Всесторонне готовит к школе (начиная от мотивации к последующему обучению в школе и заканчивая конкретными знаниями в образовательных областях).

Видео: формирование готовности к школе, часть 1 — рекомендации Е.В. Соловьёвой

Видео: формирование готовности к школе, часть 2 — рекомендации Е.В. Соловьёвой

Задачи

Для реализации поставленных целей, содержание программы решает следующие задачи:

  • обеспечивает малышам возможность не только радостно, но и содержательно проживать время пребывания в детском саду (познавательные виды активности облекаются в форму игры);
  • способствует развитию коммуникативных навыков, речи (за счёт чередования индивидуальных и групповых форм работ, включения родителей в совместную с детьми и педагогом творческую деятельность);
  • помогает укреплять физическое здоровье подрастающего поколения (вопросы гигиены и самочувствия поднимаются не только в ходе режимных моментов, но и в структуре организации занятия, например, в виде физкультминуток или пальчиковых игр, дыхательной гимнастики);
  • знакомит с вопросами безопасности (ребята узнают основы ПДД, техники безопасности при работе с электроприборами и пр.);
  • даёт основы математических представлений;
  • содействует всестороннему и своевременному развитию психики детей (в процессе работы над курсом развития речи, например, дети в процессе рассмотрения сказок получают представления о способах реагирования на нестандартные ситуации, обсуждают те или иные обстоятельства, тем самым обогащая свой теоретический опыт);
  • формирует уважительное отношение к окружающему миру с активной позицией в области поиска способов помочь природе (например, чтобы оставшиеся зимовать птицы не голодали, дети сами мастерят кормушки, придумывая интересные решения с точки зрения формы и материала);
  • приобщает к труду, искусству, знаниям, а также создаёт общее понимание морали (что такое добро и зло, какой человек более приятен — щедрый или жадный и т.д.);
  • воспитывает навыки саморегуляции (например, контролировать свои эмоции при столкновении с трудностями в выполнении того или иного задания), рефлексии (так, уже со второй младшей группы малыши учатся давать оценку качеству своей работы на занятиях и в процессе проведения досуга).

Это интересно. Программа «Радуга» создавалась так, чтобы максимально полно отражать реалии отечественной культуры. Для этого авторы опирались на общепсихологические теории деятельности философа, психолога и педагога Алексея Николаевича Леонтьева, а также культурно-исторический подход выдающего советского психолога Льва Семёновича Выготского.