Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Есть паспорт нет прописки

Краткие сведения о прописке

В России обязательно требуют каждого человека зарегистрироваться по месту пребывания. Таким образом, правительство может следить за передвижением людей по стране, и при необходимости личность всегда можно найти. Причём регистрация требуется не только для граждан, но и для иностранцев. Они тоже обязаны уведомлять о своём местоположении, если приехали в государство более чем на неделю.

Какой бывает прописка:

  • Временная. Она предназначена для людей, которые ненадолго решили посетить другой город. Если человек уехал более чем на 90 дней в другой регион, но при этом не собирается оставаться в нём на постоянной основе, то тогда ему есть смысл сделать временную прописку. Одна из её особенностей заключается в том, что основная регистрация остаётся, и человек может в любой момент вернуться жить по прежнему адресу. При этом ему не придётся заново прописываться.
  • Постоянная. Данный вид используется в том случае, если человек переезжает в новую квартиру и не собирается возвращаться в прежнюю. То есть, он планирует на постоянной основе жить по другому адресу. В этом случае ему потребуется сначала выписаться из прошлого жилища, а затем уже регистрироваться в новом.

Считается, что без прописки человек не может быть дольше недели. То есть, если он выписался из прежнего дома, то ему нужно в течение 7 дней прописаться в другом месте. Конечно, бывают причины, которые позволяют дольше быть без регистрации. Например, если новая квартира ещё не куплена или права на неё не зарегистрированы. Но стоит помнить, что без веских причин нельзя затягивать с данной процедурой, иначе придётся платить штраф.

На оформление временной прописки отводится больше времени – 90 дней с момента прибытия в другую квартиру. Если же человек не планирует в ней оставаться дольше 3-х месяцев, то тогда можно и не проходить регистрацию по этому адресу. Но, если он, к примеру, приехал погостить у родственников полгода, то тогда надо уведомить об этом государство. В ином случае, опять же, придётся платить штраф.

Хорошо, когда у человека есть свой дом или имеются родственники, готовые предоставить место в квартире. Однако, если нет жилья и негде прописаться, то тогда и начинаются у гражданина РФ проблемы. Конечно, есть и такие люди, которым отсутствие соответствующего штампа в паспорте не приносит трудностей, однако в большинстве случаев без регистрации крайне сложно обойтись.

Виды регистраций

Штамп регистрации в паспорте РФ

В России на 2020 год существует два типа регистрации:

  1. По месту жительства — постоянная регистрация (по-старому — прописка). Оформляется, когда человек длительное время живет по одному и тому же адресу. Обычно делают постоянную регистрацию, если есть свое жилье, либо, если родственник готов прописать гражданина в своей квартире или доме. Отличительная черта, благодаря которой постоянную прописку не спутать со временной — это штамп, который делается в паспорте.
  2. По месту пребывания — временная регистрация. Оформляется, когда гражданин живет по определенному адресу не постоянно, а какой-то определенный промежуток времени. Временно прописываются, например, на съемном жилье, в общежитии, хостеле.

Одна регистрация не исключает другой.

Например, гражданин, имеющий постоянную прописку в Краснодаре и переехавший в Москву, может сделать временную регистрацию в столице. При этом регистрация по месту жительства сохраняется.

Можно ли жить без прописки по Закону?

Термин был заменён на понятие «регистрация граждан по месту жительства», которое вводилось с целью уведомления органов ФМС о передвижении граждан внутри страны.

На основе этого закона субъекты федерации приняли собственные Постановления, регламентирующие порядок данной процедуры на конкретной территории.

Законом чётко разграничиваются понятия место жительство и место временного пребывания. Проведение и сроки процедуры каждого вида регламентируются « Правилами регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан РФ» (Постановление №713 от 17 июля 1995г. ред.от 2010 г).

Постоянная прописка – это регистрация в собственном жилом помещении или муниципальной квартире, предоставляемой по договору соц. найма.
Временная прописка – регистрация по временному месту проживания. Это может быть снимаемое жильё, квартира родственников, знакомых, служебное жилое помещение, общежитие и т.д.

Более детально о том, зачем нужна прописка, а также о временной и постоянной регистрации, читайте в этой статье, а о разнице между регистрацией и пропиской, а также чем отличаются место пребывания от места жительства, вы узнаете тут.

Как сделать заграничный паспорт, если нет регистрации постоянной или по месту пребывания?

Список документов, который требуется собрать для получения загранпаспорта, регламентирован следующими нормами подзаконных актов:

  • пункт 37 Приложения к Приказу МВД РФ № 889 – для оформления биометрического загранпаспорта;
  • пункт 17 Приказа МИД РФ № 4270 – для получения нового загранпаспорта;
  • пункт 37 Приложения к Приказу МВД РФ № 864 – для оформления обычного загранпаспорта;
  • пункт 17 Приказа МИД России № 4271 – для получения загранпаспорта старого образца.

При этом одним из документов, необходимых для оформления загранпаспорта, является паспорт гражданина РФ. Однако какие-либо требования к паспорту, а именно наличие в нём отметки о прописке или регистрации, в указанных актах отсутствуют.

Внутренний паспорт является действительным без этих отметок. Более того, есть случаи, когда не нужно оформлять прописку или регистрацию. Например, в течение 90 суток после приезда из другой местности, или если человек живёт в Москве, а прописан в Московской области. При этом в соответствии с пунктами 27.1 и 27.3 документы можно подать как в отделение ГУВМ МВД (или МФЦ) по месту жительства, так и по месту пребывания.

Кроме того, в Приказах МВД РФ и МИД России, перечисленных выше, содержатся исчерпывающие перечни причин, по которым должностное лицо имеет право отказать в приёме документов, оформлении или выдаче загранпаспорта. Такой причины, как отсутствие прописки или регистрации, там не оговорено.

Так можно ли сделать заграничный паспорт, если нет прописки и без постоянной регистрации по месту жительства (о том, нужна ли прописка для получения загранпаспорта и обязательно ли его делать по месту регистрации, читайте тут)? Подать заявление на загранпаспорт, не имея прописки или регистрации, можно. А учитывая, что сотрудники государственных учреждений не вправе требовать дополнительные сведения, не указанные в официальных документах, то и запрашивать временную прописку неправомерно.

О том, можно ли оформить загранпаспорт иногородним не по месту прописки, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, можно ли получить этот документ в другом городе и как это сделать без регистрации.

Как можно поменять паспорт без прописки

Возникла срочная необходимость в замене паспорта, а регистрации по месту жительства (прописки) у вас нет? Это реально, тем более что по действующему законодательству граждане, желающие получить или обменять паспорт, не обязаны иметь прописку.

Иначе говоря поменять паспорт без прописки можно без особых проблем. Прописки нет ни у одного гражданина России. Оформить паспорт можно по месту обращения в любом подразделении ФМС. Именно в эту организацию надо обращаться и по поводу утраты паспорта, и по поводу получения нового.

В том случае, если у вас нет регистрации по месту жительства, а вам срочно нужно обменять паспорт (например, в случае заключения брака или по достижении возраста, когда осуществляется обмен паспортов), обращайтесь в подразделение паспортно-визовой службу по месту фактического проживания, где у вас потребуют следующие документы:

  • паспорт, который вы хотите обменять;
  • заявление, в котором должны быть указаны причины для замены паспорта (форма 1П);
  • свидетельство о рождении (оригинал и копия);
  • свидетельство о заключении брака, если замена паспорта осуществляется в связи с вступлением в брак и сменой фамилии (оригинал и копия);
  • 2 фотографии на паспорт (размером 3,5?4,5 см);
  • квитанцию об оплате госпошлины.

В таком случае срок замены паспорта составит не менее 2-х месяцев. Но это срок покажется вам не таким обременительным, так как в случае отказа от оформления нового паспорта, вы обязаны будете заплатить крупный административный штраф – до 25 МРОТ.

Если вы находитесь по месту фактического проживания уже в течение 90 дней и более, то постарайтесь заручиться согласием лиц, предоставивших вам жилье (владельцев дома или квартиры, которую вы снимаете, администрацию гостиницы или родственников, приютивших вас на время) и оформить временную регистрацию по старому паспорту.

Обратитесь в отделение паспортно-визовой службы, где представьте все необходимые документы. Срок оформления – также 2 месяца, однако, если у вас есть временная регистрация, то вы можете оформить и загранпаспорт, и водительские права, если это необходимо.

Следует отметить, что и в том, и в другом случае весьма непросто устроиться на работу по договору или официальному штатному расписанию, так как получить новый ИНН и новую карточку СНИЛС можно лишь по предъявлении действительного паспорта. Если вы уже работаете в городе, в котором у вас нет регистрации, то работодатель может вам помочь обменять СНИЛС, обратившись в ПФ по месту вашего фактического нахождения.